Подольский район, Васильевский погост – родина святого Алексия, митрополита Московского и село Стрелково

«…что может
действенная вера и мысли
неизменный строй» (Ф.И. Тютчев)

В этом году отмечается на государственном уровне 1025–летиеКрещения Руси и заложения основ государственности Российской державы. 28 июля, в день памяти великого равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко, особо отмечалось это событие, которое ввело Русь в круг европейских держав и породнило с Византией. Было это в 988 году. Историческое повествование говорит о выборе веры великим князем, о приходивших миссионерах от иудеев, католиков, мусульман, но откликнулось русское сердце на голос Православия, в нем узрело истину, способную сделать и государство, и душу человека свободными.

Достоверно известно, что в 990 г. для крещения и принятия присяги населением на месте нынешнего города Подольска, района и данной местности вокруг села Стрелково, где сходились земли Ростово – Суздальского, Смоленского, Чернигово –Рязанского княжеств,прибыл дядя великого князя Владимира – легендарный воевода Добрыня Никитич. Здесь на Пахре, в устье Лопенки, и крестили славян – вятичей, о пребывании которых свидетельствуют до сих пор многочисленные курганы вдоль течения реки. Устраивая границу на востоке Киевской державы, Добрыня избрал ключевое место в стране вятичей на среднем течении р. Пахры (здесь река пробила русло сквозь подземный белокаменный кряж). С главной крепости на холме, где теперь Васильевский погост (в древности погостом назывался укрепленный боярский двор с домом), открывался обзор на десятки верст окрест. Поэтому, история города Подольска начинается с села Добрятино, по имени воеводы. Он прожил здесь несколько лет, построил крепость – город на правом берегу Пахры против устья речки Лопенки, его же считают основателем нынешнего села Стрелково и его первого деревянного храма свт. Николая Чудотворца. Издревле святитель Николай был покровителем этих мест, о чем свидетельствует множество Никольских храмов в среднем течении р. Пахры. Особо почитался старинный образ Николо- Стрелковского храма близ устья р. Лопенки, где его обрели. Это был деревянный резной образ, по стилю ХIY-ХYв.в., на котором святитель Никола изображен, стоящим в рост, с мечем в правой руке и с храмом в левой, с митрой на главе. Образ был перенесен в Стрелково из исчезнувшего Никольского храма в крепости Добрятино (нынешний Васильевский погост). В с. Стрелково первый каменный храм построила царица Марфа Апраксина в 1683 г., в 1705 г. он перестраивался после пожара.В конце ХYIIIв. владельцем села был президент Академии наук, историк, граф А.И. Мусин – Пушкин, особо известный своей находкой «Слова о полку Игореве». Ныне храм является действующим.

В ХIII в. село с погостом было пограничными землями Московского княжества, а брод на р. Пахре превратился в «южные ворота» Москвы. Для охраны южного рубежа кн. Даниил Московский, сын кн. Александра Невского, создал из с. Васильевского и ближайших деревень Васильевский стан и назначал туда наместников – воевод. Самый знаменитый из них, ставший правой рукой князя – Феодор Бяконт, из черниговского боярского рода, переехавший на службу к князю со всеми домочадцами. Васильевское стало его наследственной вотчиной, а потомки – московскими боярами. Позже он служил князьям Юрию и Ивану Данииловичу Калите, был наместником на Москве, много сделал для укрепления и возвышения Москвы, а Ордынскую дорогу оставил в образцовом порядке, сохранившийся ее отрезок проходим в любую погоду. На мысу Бяконтовом (нынешний погост) наладил пограничную службу, создал оборонный пояс на северных холмах припахринской гряды. В к. ХIV в. на холмах при р. Пахре стояли гарнизоны со сторожевыми заставами: Васильевский погост, будущие села Бяконтово, Плещеево и Услонь. За ними в лесах скрывались деревни, они обеспечивали необходимым заставы и проезжающих по большей Ордынской дороге, на которой возле Васильевского погоста был брод. Васильевское получило название от первого храма святителя Василия Великого (князь Владимир получил в Крещении имя Василия), а позже храм был переосвящен также в честь святителя Николая, как ближайший к месту явления образа святителя Николая.

Мытный сбор, досмотр караванов, сыск разбойников были в его ведомстве. Он встречал послов, духовных сановников, членов великокняжеской семьи, обеспечивал безопасность государственных лиц. При нем на Васильевском погосте вновь был отстроен Никольский храм, в котором были крещены его дети: старший сын Семен – Алфер (Елевферий, переводится имя как «свободный») – будущий митрополит московский Алексий (1292(93)-1378); его дочери – прпп. Иулиания и Евпраксия Московские – основательницы и подвижницы Алексеевского (Зачатьевского) монастыря на Остоженке. От его детей пошли славные боярские и дворянские роды Бяконтовых, Бестужевых, Басмановых, Плещеевых, Игнатьевых и т.д.

Выделим судьбу старшего сына Елевферия, в монашестве Алексия, в честь Алексия – отца «Алексия человека Божия». В московском Богоявленском монастыре, близ Кремля, он подвизался 20 лет на послушаниях, затем 12 лет был наместником московского митрополита Феогноста, грека. На этом послушании он обрел большой опыт церковного управления. Великий кн. Симеон Гордый, умирая в 1353 г., завещал брату Ивану Красному: «слушаться во всем отца твоего – владыку Олексия, которого и святитель Феогност называл своим старцем и наместником». В этот период Алексием был сделан улучшенный перевод Нового Завета с греческого на славянский. Этот труд, собственноручно им переписанный, хранился в Чудовом Кремлевском монастыре. Сама рукопись почиталась как святыня, от нее исцелялись. Святитель Алексий, таким образом, был первым исправителем славянского текста Священного Писания в России. В 1354 г. за свои высокие духовные качества и способности к делу Алексий будет поставлен митрополитом на Москве. Заметим, что официальное наименование звучало как «митрополит Киевский и всея Руси», поскольку главная церковная кафедра прошла путь из Киева во Владимир, затем в Москву. Митрополиту подчинялись и епархии русских княжеств, входивших в состав Великого Литовского княжества. Поэтому литовские князья, многие бывшие язычниками – огнепоклонниками, стали видеть в Православной Церкви, и именно в лице митрополита Алексия, угрозу собственной государственной деятельности, поскольку Литва сама претендовала на роль наследника Киевской Руси. Князь Ольгерд, именовавший себя царем, «желал ему мстить на всю жизнь за то, что он не давал ему власти в Великой Руси и сделал ее совершенно недоступной для царя Ольгерда».Московские князья Симеон Гордый, Иван Красный и его сын Димитрий, будущий Донской, имели в лице митрополита Алексия мудрого гаранта взвешенности их политики по отношению и к Церкви, и к другим русским землям. А главное, благодаря ему, крепло стремление сбросить иго Золотой Орды, куда сам святитель ездил дважды. Противостояние с Ордой требовало соединения всех частей разрозненной Руси, в том числе и находившихся под властью Литвы. Объединить усилия Православной Руси через государственные границы могла только Церковь.

Мало этого – нужен был Святой. Причина святости – чудо единения души с Богом в духе и истине. Перст Божий указал на митрополита Алексия. В эти времена, ставшие судьбоносными для Руси и держимого ею Православия, ключевым событием была Куликовская битва 1380 г., до которой митрополит не дожил двух лет. Его дело продолжил прп. Сергий, благословлявший кн. Димитрия в битву на Дону.

Будем достойны памяти наших предков и свято почтим все, связанное с этой памятью,«в ней обретает сердце пищу» и мужество.
Сам собой напрашивается вывод: выделить в отдельно охраняемую зону места, связанные с именем святителя Алексия и доблестью русского воинства.
Святитель Алексий моли Бога о нас!