История храма святителя Николая Чудотворца с. Стрелково Подольского района Московской области

История храма святителя Николая Чудотворца с. Стрелково Подольского района Московской области

Деятельность, состояние, мировоззрение, социальные связи человека в прошедшем  времени это – история. Прошлое, как мы знаем, бывает разным: «ясным», когда детали жизни  имеют документальное отражение, и «туманное», когда нет документов, подтверждающих те  или иные события прошлого.

Сведений о том, что находилось в Древней Руси на месте села Стрелково, не  сохранилось. Но косвенные упоминания, так или иначе связанные с этими землями в среднем  течение Пахры, позволяют с уверенностью утверждать, что Православная вера в этих краях  зародилась гораздо ранее, чем об этом упоминают письменные источники1

Первые письменные сведения непосредственно о селе Стрелково или, как это было  принято на Руси по церкви, Никольском, относятся к 1682 году, когда названное «сельцо на  речке Пахре» Московского уезда Молоцкого стана было вотчиной царского стольника Петра  Матвеевича Апраксина. Село, в те давние времена, насчитывало всего 9 дворов, а в них  проживало 33 человека2.

По древнему преданию, сооружение Никольского храма связано с чудесным  обретением местными жителями резного образа святителя Николая, который приплыл  против течения по реке Пахре и остановился напротив сельца Стрелково. В честь чуда  обретения образа, первоначально в сельце была сооружена деревянная церковь, а позже, в  связи с ветхостью, деревянное строение было заменено на каменное3.

Сведений по храму в архивах сохранилось немного. Основным источником стала книга  Ивана Федоровича Токмакова «Историко-статистическое описание сел Покровского и  Стрелкова (Подольского уезда Московской губернии)». В ней, со ссылкой на Переписную  книгу указывается, что «церковь в селе Стрелкове первоначально была построена еще ранее в  1683 году каменная, Царицею Марфою Матвеевною (дочь Матвея Васильевича Апраксина),  супругою царя Федора Алексеевича. В прошении владельца села Стрелкова, действительного  тайного советника графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, поданного на имя  Высокопреосвященнейшего Августина, архиепископа Дмитровского, викария Московского, в  1814 г. 2-го октября, говорится: «при державе Государя Царя Федора Алексеевича построена  иждевением супруги его Царицы Марфы Матвеевны в сельце ея Стрелкове каменная церковь,  во имя Святителя Николая Чудотворца»4.

В Переписных книгах 1678 года село Никольское, оно же сельцо Стрелково на реке  Пахре в Молоцком стане Московского уезда за стольником Петром Матвеевичем  Апраксиным: «…а по скаске старосты Епифанка Федорова в том сельце Стрелкове двор  вотчинников да двор задворного человека, людей в нем семь человек да крестьянских три  двора в них восемь человек, бобыльских, четыре двора людей в них тридцать три человека»5.

Во времена молодого царя Петра I, который неоднократно посещал эти земли, можно  предположить, что храм серьезным образом перестраивался. 6 ноября 1701 года стольник  Андрей Матвеевич Апраксин обратился с челобитной, в которой говорилось, что в селе  Стрелкове по дачам за его братом, адмиралом графом Федором Матвеевичем Апраксиным,  пашни сорок девять четвертей, а за ним тридцать четвертей, а он, Андрей, хочет построить по  обещанию каменную церковь Николая Чудотворца и под «оную церковь отдает земли десять  четвертей в поле, а в дву по тому ж со всеми угодьи» 6. 24 сентября того же года он «про дачу  под церковь земли в подтверждение допрашиван» 7. 3 января 1702 года было велено (по помете  на деле) «к той церкви земли справить по заручной челобитной и по допросу, и о том в  Патриарший казенный приказ послать память»8.

Обнаруженные в РГАДА в фонде Юстиц-коллегии записные подрядные книги  Крепостной конторы позволили выявить целый ряд контрактов, посвященных  строительству церкви Николая Чудотворца, которые были заключены стольником  Андреем Апраксиным.

Заготовка белого камня к церковному строению производилась по подрядному  договору от 29 апреля 1701 г. стольника Андрея Матвеевича Апраксина с подрядчиком

известных и каменных дел жителем Домодедовской волости Московского уезда Яковом  Артамоновым Змазлым. Змазлов брал на себя обязательство в селе Стрелкове на земле  А.М. Апраксина «известную печь скласть и выжечь ево дровами да к той жа печи  выломать и вытесать две тысечи камню белого аршинного большой руки, пятьсот камню  аршиннаго ж, пятьсот камню трех четвертного толщиною в четверть и в три вершка, да  буту наломать двенатцать сажень. А печь класть и камень ломать, и бут своими  работными людьми. А редил он, Яков, от печи и от камени, и от буту шестьдесят восемь  рублев, да розных запасов по записи. А от тех рядных денег наперед взять как запись  принесет»9.

14 марта 1702 г. тот же заказчик, Андрей Матвеевич Апраксин, заключил договор  с крестьянином деревни Рыбницы Ярославского уезда владения стольника Василия  Ивановича Апраксина Иваном Купреяновым на строительство каменной церкви в сельце  Стрелкове Чернена стана Московского уезда «против чертежу, каков чертеж ему,  подрядчику, дан. Делать ему из белого камня. А рядил шестьдесят пять рублев денег да  запас по договору. А наперед взял ныне дватцать рублев. Неустойки сто тритцать  рублев»10.

Однако, Иван Купреянов, очевидно, не смог организовать исполнение заказанных  работ, и 18 апреля того же года А.М. Апраксиным был заключен новый контракт с  коллективом мастеров-строителей, артелью из 9-ти человек, во главе которой стоял тот  же Иван Купреянов. В артель входили крестьяне разных владельцев, в т.ч. названные в  документе поименно – Яков Ларионов деревни Рыбницы Ярославского уезда владения  стольника Василия Ивановича Апраксина; Клим Иванов, Григорий Семенов, Василей  Семенов, Марко Прокофьев, Иван Игнатьев, Иван Карпов, Григорий Остафьев села  Михайловского того же уезда владения стольника Веденихта Борисовича Змеева; Марк  Аксенов сельца Васильков11.

В Российском государственном архиве древних актов мы встречаем договора Андрея  Матвеевича Апраксина на строительство каменной церкви в селе Стрелково Московского  уезда от 14 марта и от 18 апреля 1702 года, причем указываются имена подрядившихся на  строительство и указывается, что строительсво ведется по чертежу. Срок постройки  определен до 1 сентября 1702 года. В книге Казенного Приказа за 1702 год имеется  упоминание о храме, как новопостроенном и еще не освященном. Договор на иконостасные  работы заключен 28 сентября 1702 года. В Переписной книге 1704 года за ближним  стольником Андреем Матвеевичем Апраксиным было записано: «село Никольское, что было  сельцо Стрелково на реке Пахре, а в селе церковь каменная строица вновь … У церкви той  поп Василий Трофимов» 12. По документам Патриаршего Приказа, относящимся к 1705 году,  строительство храма было окончено и священнику Василию Трофимову был выдан  антиминс13.

Небольшой белокаменный храм типа «восьмерик на четверике» с одной апсидой и  притвор сооружен в стиле московского барокко. В его скромном и одновременно  нарядном убранстве использованы мотивы как «нарышкинской», так и современной ей  украинской архитектуры: последние сказались в ограниченной форме перемычек  оконных и дверных проемов. Памятник, исключительно хорошо сохранивший  первоначальное убранство, утратил существенные элементы композиции: снят барабан с  главой и разобран притвор14.

Из отрывочных сообщений можно сделать предположение, что село Стрелково  относилось к родовым вотчинам Апраксиных до конца XVIII века. село ещё принадлежало  Матвею Апраксину.

Согласно документам15 межевой канцелярии за октябрь 1792 года, земли села  Стрелково принадлежат действительному тайному советнику, графу Алексей Иванович  Мусин-Пушкин (1744 – 1817), тому самому, который обнаружил в ризнице Спасо-

Преображенского собора Ярославля уникальный памятник древнерусской литературы «Слово  о полку Игореве». Графу А. И. Мусину-Пушкину также принадлежала ещё одна подмосковная  усадьба, известная под названием «Валуево», располагавшееся за усадьбой «Остафьево» князя  Петра Андреевича Вяземского. 

С 1814 года Никольский храм становится приписным к храму Покрова Пресвятой  Богородицы, расположенном неподалеку, в селе Покров – Ризницы. В 1880 году церковь села  Стрелкова была обнесена каменною оградою с деревянною решеткою. 16

В Центральном историческом архиве Москвы обнаружено первое свидетельство о  появившихся трещинах в здании Никольского храма. Оно датируется 26 июля 1858 года в  Резолюции правящего архиерея Его Высокопреосвященства Митрополита Московского и  Коломенского Филарета: «Здание церкви освидетельствовать через архитектора, не опасны ли  трещины, и принять какие нужным окажется, меры, чтобы здание было прочно и  безопасно…»17.

В июле 1878 года Никольский храм был ограблен, а в 1892 году тоже в июле было  вторичное покушение на ограбление. 18

К концу XIX века, село Стрелково насчитывало 16 дворов и более сотни жителей. В  октябре 1893 года в окрестностях появилась эпидемия холеры. Ситуация была крайне опасной,  вокруг вымирали целые деревни. Местные крестьяне, отчаявшись своим бедственным  положением, вознесли пламенные молитвы к Всевышнему, Богородице-Заступнице и святому  Николаю, угоднику Божиему, после чего совершили крестный ход вокруг села. Господь  услышал молитвы и оградил от напасти, холера отступила. Можно предположить, что  согласно данному обету, крестьяне, возблагодарив Всевышнего нашего Господа Иисуса  Христа и Пресвятую Богоматерь за чудесное избавление от эпидемии, вознамерились  перестроить и украсить Никольский храм19.

«26 сентября 1899 г. состоялось торжественное освещение храма. Накануне было  совершено всенощное бдение. На другой день перед литургией было совершено малое  освящение с молитвой об обновлении храма. Литургию совершал местный о. Благочинный  Николай Евграфович Сироткин, с местным настоятелем храма и пр. духовенством из  ближайших селений, при участии диакона и певчих из уездного города Подольска. Вместо  причастного стиха сказано было слово о храме местным священником М. А. Порецким. По  окончании литургии был совершен молебен пред местночтимым образом Св. Николая  Чудотворца…»20.

В начале ХХ века по причине того, что храм был холодным, службы в нем совершались  редко, а именно: 9-го мая и 6-го декабря – в дни памяти святителя Николая, на второй день  рождества Христова, в день преподобной Ксении, в день празднования Владимирской иконы  Божией Матери и в дни празднования памяти преподобного Сергия, Радонежского чудотворца  и светильника земли русской. 24 июня 1910 года благочинным 3-го округа протоиереем  Николаем Сироткиным, приходским священником села Покрова-Ризницы и приписным  Никольской Стрелковской церкви Михаилом Порецким, псаломщиком Иваном Куровым и  церковным старостой Алексием Жучковым в присутствии Ивана Артемова и Ивана  Дворецкова произвели оценку строений, принадлежащих Николаевской церкви села  Стрелково и составили Стреховую оценку, по которой здание храма 1705 года оценивается  вместе с иконостасом и колокольней в 5760 рублей21. В разделе третьем «Ведомость о  приходе», Послужных списков священно-церковно-служителей, на 10 января 1917 года составленные священником Леонидом Павловичем Ильинским указывает число домов в селе  Стрелкове 19, мужчин 67, женщин 71 человек22

После октябрьского переворота, в связи с приходом в 1917 году к власти богоборцев,  Никольский храм постигла участь большинства храмов России. В Постановлении Президиума  Московского Областного Исполнительного Комитета Советов Р.,К. и К. Д. от 15 марта 1934  года №1612 «Ходатайство Подольского РИК о закрытии бездействующих церквей в

с. Стрелково и Кутузово» читаем: «Принимая во внимание, что 1) церкви в с. Стрелково и  Кутузово не функционируют с 1929 года и здания их находятся в безнадзорном состоянии,  приходят в ветхость и разрушаются; 2) на расстоянии ½ — 1 километра от с. Кутузово и  Стрелково – имеется другие действующие церкви (с. Покров и с. Лямцино), — Президиум  Мособлисполкома, руководствуясь постановлением ВЦИКа и СНК РСФСР от 08/04 – 29 г.,  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Разрешить Подольскому РИКу церкви с. Стрелково и Кутузово закрыть, а здания  передать в распоряжение Райисполкому для использования.

С предметами культа поступать согласно того же постановления ВЦИКа и СНК РСФСР  от 08/04 – 29 г.»23.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 «О  дальнейшем улучшении дел охраны памятников культуры в РСФСР» Никольский храм  с. Стрелково вошел в список памятников архитектуры, подлежащие охране как памятники  государственного значения24

Окончилась советская эпоха. Указом Президента Российской Федерации №176 от 20.02.1995 г. Никольский храм стал объектом культурного наследия федерального значения. В начале 90-х годов XX века поругание над храмом не только не прекратилось, но приняло  более изощренные и мерзкие формы. Безбожники изрядно перестроили храмовое здание и  устроили здесь «новорусский» общепит – открыли ресторан, который, как правило, работал  по ночам с соответствующими тому лихому времени целями. 

После долгих судебных разбирательств храм был передан Русской Православной  Церкви. Храм был очищен от всяческой скверны, и хотя, находился ещё в разрушенном  состоянии, но в нем начались богослужения и восстановительные работы. По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 25 августа 1998 года было получено благословение на антиминс, а 10 мая 2003 г. архиепископ Можайский Григорий совершил  великое освящение Никольского храма с. Стрелково. Были освящены также колодец и  надкладезная часовня, возведенная к трехсотлетию храма25.


1 РГАДА. Ф.1209. Москва. Дела молодых лет. Кн. 10007. Л. 433.

2 Токмаков И. Ф. Историко-статистическое описание сел Покровского и Стрелкова (Подольского уезда  Московской губернии). – М.: Б.и., 1903. 39 с. С.20.

3 Там же.

4 Там же, с. 22.

5 РГГАДА. Ф.1209.Оп.1. Ед.хр.9811. Переписная книга 1678г. Л.491-491 об Ед.хр.9814. Переписная книга  1704г. Л.318 об Ед.хр.9819. Переписная книга 1709г. Л.380.

6 РГГАДА. Ф.1209. Москва. Дела молодых лет. Кн.1007. Л.370.

7 Там же.

8 Там же.

9 РГАДА. Ф.282. Юстиц-коллегия. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 1029. Л. 163 об. – 164.

10 РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 1031. Лл. 602 об. — 603, 66 l об.- 662.

11 РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч 1. Кн. 1029. Лл. 163 об. — 164.

12 РГАДА. Ф.1209. Оп. 1. Ед.хр.9814. Л.318 об.- 319 об. Ед.хр.9819. Л.380 об.- 382 об.

13 РГАДА. Ф. 235. Патриарший казенный приказ. Оп. 2. Кн. 138. Л.271.

14 Памятники архитектуры Московской области. Т. П. М., 1975. С. 144.

15 РГАДА. Ф.1354. Оп. 258. Ед.хр. Н-1 «с»

16 Токмаков И. Ф. Историко-статистическое описание сел Покровского и Стрелкова (Подольского уезда  Московской губернии). С.26

17 ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.1202, ч.32, л. 979 об. — л. 980, л. 981.

18 Токмаков И. Ф. Историко-статистическое описание сел Покровского и Стрелкова (Подольского уезда  Московской губернии). С.26

19 См. Токмаков И. Ф. Историко-статистическое описание сел Покровского и Стрелкова (Подольского уезда  Московской губернии). С. 21, 22, 23 (фото храма, иконостаса и чтимого образа святителя Николая в селе  Стрелково).

20 Токмаков И. Ф. Историко-статистическое описание сел Покровского и Стрелкова (Подольского уезда  Московской губернии). С. 35.

21 См. фото Страховой оценки.

22 ГБУ «ЦГА Москвы» Центр хранения документов до 1917 года Ф. 1371, оп. 1, д. 103, л. 200. 23 ГКУ МО ЦГАМО Ф. 2157, оп. 1, д. 1166, л. 162.

24 Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 «О дальнейшем улучшении дел  охраны памятников культуры в РСФСР» Приложение №1

25 См. современные фотографии Никольского храма.

постановление о закрытии храма, 1934 г.
страховая оценка храма, 1910 г.