Крещение Господне

Крещение Господне

Сегодня происходит воспоминание события, о котором мы читаем в евангелии от Матфея: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него (Мф., III, 13). Местом этого события является заводь Ярденит (Ярденит — уменьшительное от Ярден. Ярден на иврите означает Иордан или Иорданская Река), что южнее Тверии, в месте истока Иордана из Галилейского моря.
Крещение Господне одно из кульминационных исторических событий потому, что явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит., II, 11-12). Совершал же крещение сын иерусалимского священника Захарии Иоанн Креститель (буквально»Совершающий омовения» от греческого Баптистэс). Проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Мк., I, 4), Предтеча Господень (греческое Прoдромос. русское Предшественник) не сразу решается совершить крещение над Иисусом, удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф., III, 14). Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его (Мф., III, 15). И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,– и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него(Мф., III, 16).
После вечерни и Божественной литургии в сочельник Богоявления; во время пения Θωνὴ Κυρίου̇ (Глас Господень на водах вопиет, глаголя: Приидите, приимите вси духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшагося Христа (Тропарь, глас 8)) из алтаря выходят свещеносцы за ними священником с Крестом и Евангелием к чаше с водой. Настоятель совершыл каждение, чтение Ветхозаветное (Ис 35. 1-10; 55. 1-13; 12. 3-6) и Новозаветное (1 Кор 10. 1-4; Мк 1. 9-11), возглашается мирная ектения, читются молитвы на Великое освящение воды. При пении тропаря праздника Богоявления: Во Иoрда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди.., священник совершает троекратное погружение Креста в воду, все прикладываются ко Кресту и принимают окропление святой водой.
Особенностью Богоявленского богослужения является освящение воды, которое происходит дважды: в крещенский сочельник и в самый день праздника.